Медведчук прокомментировал состояние украинского образования

«Проблема из серии «не хочу учиться» давно уже приняла в Украине масштаб настоящей социальной катастрофы. На сегодняшний день, не существует практически ни одного государственного заказа, который бы обеспечивал все необходимые условия для получения хорошего образования, а также гарантировал бы дальнейшее трудоустройство», — пишет Виктор Медведчук в своём персональном блоге на сайте «Корреспондент».

«При этом стоит отметить, что нынешняя система образования по-прежнему держится на старом фундаменте: главными её отличительными чертами являются массовость и относительная доступность в сочетании с достаточно неплохим, однако далеко не идеальным качеством», — подчеркнул Медведчук.

Согласно последнему международному рейтингу учебных заведений, украинская высшая школа находится на 25-ом месте в мире, опередив такие «неплохо образованные» государства, как Чехия, Италия, Китай и Польша. Средняя школа также занимает далеко не самые худшие позиции. «Впрочем, по некоторым параметрам, мы вполне могли бы претендовать вовсе не на скромное место в третьей десятке, а на почётную позицию в тройке лидеров. Но вот для этого необходимо уже, как минимум, иметь чёткое понимание того, куда именно двигается современная система образования, и что нужно делать для её скорейшего развития. А что в Украине с целями народного образования? Да ничего хорошего:  мы всеми силами пытаемся поддерживать в рабочем состоянии ту систему, которая, в своё время, досталась нам в наследство от СССР, не учитывая, при этом, тот очевидный факт, что, с тех пор, когда мы учились, всё уже успело кардинально измениться. К примеру, раньше были заводы, которые нуждались в инженерах из института, а также в рабочих из ПТУ, которых брали на практику ещё на старших курсах, а после выпуска ждали в качестве молодых специалистов. Нынешних же выпускников никто и нигде не ждёт. Поэтому многим из них приходится начинать свою трудовую деятельность на полставки, да ещё и не всегда по своей специальности, задолго до окончания высшего учебного заведения», — пишет Виктор Владимирович.

«И, к сожалению, выбора у них нет:  студенты и сами прекрасно понимают, что, при дальнейшем трудоустройстве, никто не станет смотреть на их оценки в аттестате. В первую очередь, любой работодатель спросит соискателя о том, какой у него опыт работы. Конечно, если смотреть на это исключительно с точки зрения личностных интересов, то всё вполне логично, но вот в государственных масштабах получается совершенно не нормальная ситуация. Страна и так с огромным трудом выкраивает материальные средства на то, чтобы предоставить сотням тысяч студентов достойное образование, а, в конечном итоге, ребята посещают занятия день через три и думают об учёбе в последнюю очередь. Да, многие студенты сами оплачивают своё обучение, но ведь от этого система вовсе не становится рациональней. Люди самостоятельно платят за получение высшего образования, но вместо того, чтобы в полной мере посвятить себя учёбе, они идут работать, а институт заканчивают исключительно ради диплома», — констатирует Медведчук.

По мнению Виктор Владимирович Медведчук, в стране должны быть чёткие ответы на такие вопросы, как: «Нужны ли нам специалисты с в/о в сфере промышленности, государственного управления или сельского хозяйства?» Если да, то нужна и другая политика, которая способна создать адекватные условия для обучения – как технические, так и финансовые (чтобы студентам не приходилось подрабатывать в учебное время), причём нужно не только предоставлять возможности, но и возлагать соответствующие обязанности. Чтобы, как говорится, и задавали много, и спрашивали строго, причём на протяжении всего периода обучения — иначе хороших специалистов стране не видать, считает Виктор Владимирович.

«Кстати, если уж говорить о возможностях, то стоит отметить и ещё одну проблему. В то время как средняя школа доступна для всех, с высшими учебными заведениями всё уже далеко не так просто. Когда рассуждают на эту тему, упоминают обычно коррупцию, финансовые возможности родителей и проч. Но, по сути, дело всё равно упирается в позицию самого государства. Образование не должно рассматриваться в отрыве от общества. В таких условиях, когда у державы нет конкретных стратегических целей, а жители страны полностью дезориентированы и вообще не знают, что им делать, система высшего образования будет неизбежно деградировать. Но, как только мы наполним смыслом общее движение государства во всех сферах жизнедеятельности, система образования тоже постепенно выйдет на должный уровень. Надеюсь, у руководства страны всё-таки хватит образования для того, чтобы в полной мере осознать этот факт», —  пишет Медведчук.